40 лет открытий. История BMW GS, часть первая
40 лет открытий. История BMW GS, часть первая
Сегодня уже невозможно себе представить мир, в котором нет универсальных мотоциклов — таких, как BMW GS. Отличная управляемость на асфальте и впечатляющие внедорожные способности, огромная мощность и комфорт в дальних путешествиях: в 2020 году BMW Motorrad предлагает 7 моделей GS и нам уже кажется, что они были с нами всегда. Мы предлагаем вспомнить основные вехи истории этой легендарной серии, которая навсегда изменила мир мотоциклов.
Юрский период
«Мотоциклы создают с разными целями. Некоторые сделаны, чтобы устанавливать рекорды круга, другие — чтобы комфортно преодолевать большие расстояния.
Еще в
Мотоциклы использовались на бездорожье с самого своего рождения. В первой половине двадцатого века в ходу были аппараты с коляской, причем зачастую — с приводом на два колеса. Но после войны предназначение мотоцикла стало меняться — благодаря таким моделям, как BMW /5, он перестал быть сугубо утилитарной вещью и более доступным аналогом автомобиля. Мотоцикл превратился в средство для получения удовольствия. Но все же было достаточно жесткое разделение. Для асфальта — одни мотоциклы. Для грязи — другие.
Двигатель R 80 G/S базировался на модели R 80/7, однако получил ряд технических инноваций. Одно только никасиловое покрытие цилиндров, благодаря которому удалось отказаться от стальных гильз, сэкономило почти пять килограммов.
Идея GS была естественной для компании BMW с самого начала. Свои первые мотоциклы инженер Макс Фритц проектировал в городе
Рождение легенды
Своим появлением GS обязан гонкам, а именно — успехам заводских гонщиков BMW в
Прототипы, подготовленные BMW, не устраивали Герберта Шека своей большой массой, поэтому для гонок он строил технику сам. Один из его мотоциклов весил всего 125 килограммов.
В 1978 году международная федерация мотоспорта учредила новый класс для мотоциклов с двигателями объемом более 750 кубических сантиметров — он идеально подходил для BMW тех лет с их «оппозитами» объемом 800 куб.см. В BMW срочно совместно с итальянской компанией Laverda подготовили гоночные модели под индексом GS800 с двигателями объемом 872 куб.см. — на одном из них Вернер Шутц победил в немецком чемпионате, а Рольф Витхофт — в европейском. Были и мотоциклы, которые гонщики и сотрудники BMW переделывали самостоятельно.
Первые BMW GS800 технически мало напоминали будущий серийный R 80 G/S. Обратите внимание на наклоненный вверх двигатель.
Компания BMW в то время стояла на развилке. В ее линейке были лишь модели с оппозитными двигателями разного объема: 500, 800 и 1000 кубических сантиметров. Они образовывали младшую, среднюю и
BMW GS800 на чемпионате Германии по эндуро.
Сроки были предельно сжатыми, но над мотоциклом работали настоящие фанаты своего дела. Руководитель проекта инженер Рудигер Гутше сам был ветераном гонок Six Days — он участвовал в них на собственноручно переделанном R 75/5 и прекрасно знал, что необходимо новому мотоциклу. Всего за 21 месяц после начала разработки началось серийное производство мотоцикла, который навсегда изменил мир.
Заводская команда BMW на гонке Six Days на различных прототипах, построенных как при участии компании, так и самими гонщиками.
Название G/S, которое первоначально писалось именно так, через дробь, означало Gelande Strasse — то есть, «для улиц и бездорожья» (кстати, у прототипа GS800 аббревиатура означала Gelande Sport, то есть «спортивный внедорожник»). В качестве основы для новой модели взяли версию R 80/7, хотя на тот момент в линейке BMW уже были модели R 100 S и R 100 RT с литровыми моторами мощностью до 70 л.с. Новому R 80 G/S достался более скромный мотор объемом 797,5 куб.см., развивающий 50 л.с. Однако за счет нескольких инновационных решений этот двигатель оказался даже более прогрессивным: например, он получил никасиловое покрытие цилиндров, электронный впрыск и облегченный маховик. Помимо кикстартера, в качестве опции для R 80 G/S с первого же года производства предлагался электрический стартер — а на некоторых рынках он входил в базовую комплектацию. Еще одной изюминкой R 80 G/S был односторонний маятник Monolever от гоночного GS800, который был легче и при этом прочнее предыдущего двухстороннего. Кроме того, такая конструкция значительно облегчала процесс замены заднего колеса.
Один из прототипов BMW R 80 G/S, получивший прозвище «Красный дьявол».
BMW R 80 G/S задумывался как нишевая модель, которая дополнила бы многочисленные вариации R 80: R 80/7, R 80 RT и R 80 ST. Но уже за первый год она разошлась по миру тиражом в шесть тысяч экземпляров: учитывая общий объем производства в 30 с небольшим тысяч в год, это практически каждый пятый мотоцикл BMW!
И тому было понятное объяснение. G/S получился очень хорош! «Новый BMW R80 G/S -не просто лучший BMW, но и самый интересный мотоцикл этого года» — писал английский журналист Грехем Сандерсон в журнале Bike за ноябрь 1981. «Это лучший мотоцикл,
Для мотоциклистов началась новая эра. Кругосветные путешествия и экспедиции в самые удаленные уголки планеты — то, что раньше казалось уделом избранных, вдруг стало доступно каждому. Пожалуй, самым знаменитым путешественником на R 80 G/S стал норвежец Хельге Петерсен, который
Испытание дакаром
К 1980 году знаменитая гонка Six Days стала все более и более походящей на мотокросс, и тяжелые мотоциклы тут стали неконкурентоспособными. Но для нового G/S открылась другая возможность: весь мир тогда следил за марафоном
На
На старт гонки 1981 года BMW выставила три R 80 G/S, подготовленные командой HPN Motorradtechnik. «Боевые» мотоциклы отличались от серийных усиленным шасси и топливными баками большого объема. Хубер Ориоль одержал уверенную победу над соперниками, а спустя два года повторил свой триумф на новой модификации мотоцикла с двигателем 980 куб.см. мощностью 70 л.с. В 1984 году к команде BMW присоединился Гастон Райе, который на тот момент уже был трехкратным чемпионом мира по мотокроссу — он сходу победил и повторил успех в
В 1984 году в честь своих побед компания выпустила специальную серию дорожных R 80 G/S
BMW R 80 G/S в специальной версии
Но успехи G/S не ограничивались только Дакаром. В 1984 году R 80 G/S победил в американской Baja 1000 — самой престижной гонке на континенте. И это не говоря о том, что серийный R 80 G/S не сходил с обложек журналов: в Германии его называли лучшим мотоциклом четыре года поряд. Одним словом, лучшей репутации для новичка трудно было представить.
Естественно, все это обеспечило BMW R 80 G/S отличный спрос. Очень скоро модель, задумывавшаяся как эксперимент, стала самой популярной в модельном ряду компании. «Большой» GS с оппозитным мотором остается самым продаваемым тяжелым мотоциклом и по сей день. А BMW R 80 G/S в упрощенной версии Basic выпускался до 1996 года — последний такой мотоцикл был собран в Берлине 19 декабря.
Спрос на базовую версию R 80 G/S оказался настолько большим, что он продержался на конвейере до 1996 года.
Компания BMW тоже не сидела, сложа руки: уже в 1988 году была представлена модель второго поколения, R 100 GS. Новый R 100 GS (он назывался уже так, без дроби в названии)
BMW R 100 GS стал лучше своего предшественника во всем, но прежде всего это касалось мощности и комфорта в дальних путешествиях.
Любопытной особенностью R 100 GS
BMW R 100 GS в версии
Спрос на туристический эндуро продолжал бить все рекорды, и именно он, можно сказать, спас «оппозиты». К 1993 году концепция развития компании изменилась и теперь звучала так. BMW видела свою топовую линейку
Но об этом — в следующий раз. Следите за обновлениями!